Шахматы. И вторые станут первыми
В Ханты-Мансийске в решающую стадию вступил Кубок мира по шахматам, обновленный турнир в старом формате. В нем были заявлены к участию 128 ведущих мастеров игры. Правда, к началу второй недели состязаний в списке действующих игроков осталось лишь 16 гроссмейстеров, поскольку второй по счету розыгрыш мирового Кубка проводится по отработанной на чемпионатах мира FIDE так называемой «нокаут-системе». А она предполагает, что после каждого тура число соревнующихся сокращается ровно вдвое. И вот с начала нынешнего турнира в списке претендентов на победу не осталось ни чемпиона мира по блицу украинца Василия Иванчука, ни входящих в десятку сильнейших мирового рейтинга азербайджанцев Шахрияра Мамедьярова и Теймура Раджабова, ни недавнего участника матч-турнира за звание чемпиона мира россиянина Александра Грищука, ни экс-чемпионов по версии FIDE нашего Александра Халифмана и узбека Рустама Касымджанова.
Если добавить к этому, что в Ханты-Мансийск не приехали ни чемпион мира индус Вишванатан Ананд, ни экс-чемпион россиянин Владимир Крамник, ни его оппонент в объединительном матче болгарин Веселин Топалов, ни пятый и шестой номера всемирного рейтинга венгр Петер Леко и наш Александр Морозевич, покажется, что состязания на гостеприимной земле хантов не такие уж и элитные, как заявлено организаторами. Однако это не так. Ведь в число 16 сильнейших пробились экс-чемпион FIDE украинец Руслан Пономарев и многократный чемпиона России Петр Свидлер, восходящая звезда шахмат из Норвегии Магнус Карсен и опытный британец Майкл Адамс, недавно вернувшийся в мировую элиту американец Гата Камский и искушенный турнирный боец Евгений Бареев, и победитель первого Кубка армянин Левон Аронян.
Да и вообще – приятно, что Международная шахматная федерация сохранила в календаре своих состязаний непредсказуемый по сюжету, но весьма острый по накалу страстей «нокаут-чемпионат», два года назад поменявший название, да еще и вменила ему новую функцию: Кубок мира стал отборочным турниром к будущему очередному розыгрышу чемпионата мира.
Любителям шахмат памятны времена, когда чемпионское звание с легкой руки 13-го его обладателя Гарри Каспарова перестало принадлежать FIDE и Международная федерация, будучи не в силах официально лишить россиянина чемпионство, вынуждена была, параллельно с «классическим» розыгрышем титула, проводить свои состязания, которые также претендовали на право называть их победителей «чемпионами мира». Надо сказать, что шахматная общественность не признала большинство «нокаут-чемпионов» в качестве абсолютных, неизменно прибавляя к их званию приставку «по версии FIDE». Но одновременно нельзя не признать, что некоторые игроки буквально родились в стихии этих своеобразных эрзац-чемпионатов с их абсолютно непредсказуемым сюжетом. Именно отсюда в элиту шахмат ворвались Пономарев и Касымджанов, здесь обрели новые стимулы для шахматного творчества Халифман и ветеран шахмат Анатолий Карпов, там в конце-концов свой первый мировой титул выиграл и нынешний абсолютный чемпион Виши Ананд.
Ну и – материальный стимул. В первых «нокаут-чемпионатах» призовые составляли едва ли не 5 млн долларов, то есть сумму, которая в былые времена и не снилась большинству шахматистов. Кубок мира в финансовом плане куда более скромный турнир, но и миллиона «зеленых» вполне достаточно, чтобы состязание в далеком сибирском городке привлекло внимание ведущих гроссмейстеров и мастеров.
В чем же прелесть «нокаут-системы»? Все участники распределены по сетке турнира парами и играют «на выбывание». Но при этом первые две партии (поочередно белыми и черными) они проводят по классическим правилам – с часовым контролем времени. И только если не удалось выявить победителя в «классике», то третий день каждого тура посвящается «быстрым» шахматам и блицу: пять встреч за доской с укороченным регламентом неизменно выявляют победителя, который и продолжает борьбу за трофей. Естественно, что в таких условиях резко вырастают шансы сильных игроков, сориентированных на блиц. Таковым, например, всегда считался Ананд, который не раз добирался до решающих стадий «нокаут-чемпионатов» и один из них выиграл.
Нынешний «нокаут-турнир» освятил своим присутствием Василий Иванчук, второй номер мирового рейтинга, ставший недавно новым чемпионом мира по блицу. Кроме него специалистами в такой игре считаются его соотечественники Руслан Пономарев (он играл в финале Кубка мира-2005) и Сергей Карякин, россияне Петр Свидлер и Евгений Бареев, победивший в Ханты-Мансийске два года назад Левон Аронян из Армении, англичанин Майкл Адамс и русский испанец Алексей Широв. Все они вышли в число 16 сильнейших, и продолжают борьбу в решающей стадии турнира.
Но некоторые весьма успешные «нокаутеры» уже покинули Ханты-Мансийск. В самом первом раунде проиграли такие опытные мастера, как Найджел Шорт (Англия), экс-чемпион мира по версии FIDE Александр Халифман (Россия), Григорий Кайданов (США) и Рафаэль Лейтао (Бразилия). Шорт проиграл выступающему за Германию Давиду Барамидзе, Халифман – соотечественнику Владимиру Белову, Кайданов – Михаилу Гуревичу (Турция), а Лейтао – Юрию Шульману, выступающему за США.
Второй круг принес куда более громкие сенсации. Среди проигравших оказался азербайджанец Теймур Раджабов (№8 мирового рейтинга), считавшийся фаворитом, но уступивший в обеих классических партиях поляку Бартоломею Мацею. Евгений Бареев победил опытного голландца Люка ван Вели. Другой россиянин Эрнесто Инаркиев выиграл у сильного испанца Франсиско Вальехо. Не слишком известный кубинец Леньер Домингес Перес оставил не у дел Барамидзе, а еще один талантливый шахматист из Германии Аркадий Найдич уступил норвежцу Магнусу Карлсену. В этом же туре проиграл «нокаут-чемпион» Рустам Касымджанов из Узбекистана, уступивший болгарину Кириллу Георгиеву.
В 1/16 финала выбыли из турнира чемпион мира по игре в блиц украинец Василий Иванчук, наши Александр Грищук и Эрнесто Инаркиев, азербайджанец Шахрияр Мамедьяров, француз Этьенн Бакро. При этом Иванчука переиграл еще один весьма искушенный «нокаутер» - румын Ливиу-Дитер Ниисипяну (Румыния). Всем памятны события одного из чемпионатов FIDE, где никому неизвестный на тот момент румынский шахматист дошел до полуфинала, вписав свое имя в элиту игры. Теперь Ниисипяну входит в Топ-50 мирового рейтинга и является весьма сильным соперником, что и доказал в игре против Иванчука. При этом победил румын украинца, что называется, «на его территории» - в блиц-партиях.
Евгений Бареев вывел из борьбы сильного соотечественника Александра Грищука, Сергей Карякин переиграл француза Этьенна Бакро. А 42-й номер мировой классификации Иван Чепаринов (Болгария) оставил не у дел седьмого шахматиста планеты Шахрияра Мамедьярова, причем выиграл болгарин в классических партиях, не доводя до тай-брейка.
В 1/8 финала образовались сразу несколько весьма интересных пар. Так Ливиу-Дитеру Ниисипяну за Иванчука постарается «отомстить» соотечественник блиц-чемпиона Карякин. Петру Свидлеру придется поспорить за право играть в четвертьфинале с Гатой Камским. Юного Магнуса Карлсена будет экзаменовать опытный Майкл Адамс. Наконец, искушенный Алексей Широв постарается поставить мат Владимиру Акопяну.
Впрочем, как и всякий «нокаут-чемпионат», нынешний Кубок мира уже явил миру шахмат несколько «темных лошадок», которые наверняка постараются испортить жизнь признанным фаворитам. Индус Кришнан Шашикиран встречатся с экс-чемпионом мира по версии FIDE Русланом Пономаревым. Китаец Ванг Ю поспорит за путевку в четвертьфинал с болгарином Чепариновым. Наконец, на самые высокие места претендуют и россияне Дмитрий Яковенко и Евгений Алексеев, которых еще недавно называли игроками «второго эшелона». Но, возможно, именно в Ханты-Мансийске кто-то из них на деле реализует формулу: «и вторые станут первыми». Как это не раз уже случалось в ходе непредсказуемых турниров по «нокаут-системе»...